Базы данных
Содержание учебной дисциплины
Введение
Сущность предмета , его задачи . Современное состояние технологий баз данных
Студент должен иметь представление:
о месте и роли знаний по дисциплине в процессе основной профессиональной образовательной программы по специальности.
Раздел 1. Основы теории баз данных
Тема 1.1. Базы данных, их традиционная архитектура и типы
Понятие базы данных. Типы баз данных. Архитектура базы данных (внешний уровень- представления пользователей; концептуальный уровень - логическая база данных; внутренний уровень – физическая база данных). Понятие логической и физической независимости..
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- определения и назначение базы данных
- три уровня архитектуры базы данных;
уметь:
-описывать объекты логической структуры базы данных.
Тема 1.2. Модели данных
Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных. Постреляционные модели данных. Сравнение моделей. Объекты, атрибуты, ключи и связи между объектами. Типы взаимосвязей в модели: «1:1», «1: N», « N: N». Ссылочная целостность, нормализация отношений.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- классические модели данных и их отличия;
- фундаментальные понятия баз данных;
уметь:
- описывать объекты в базах данных;
- определять связи между объектами.
Раздел 2. Проектирование баз данных
Тема 2.1. Этапы проектирования баз данных
Жизненный цикл базы данных. Этапы проектирования баз данных. Последовательная нормализация. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: 1-ому, 2-ому, 3-ему уровню.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- этапы проектирования баз данных;
- требования, предъявляемые к нормализации данных;
уметь:
- приводить таблицы к нормальному уровню.
Тема 2.2. Организация баз данных
Назначение и структура файлов баз данных. Создание и перемещение файлов базы данных. Создание новой таблицы, Открытие, редактирование и модификация таблиц.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- команды по созданию, перемещению и удалению файла базы данных;
- команды по созданию, открытию, редактированию и модификации таблицы;
уметь:
- создавать и удалять файл базы данных;
- создавать таблицы, редактировать и модифицировать таблицы
Раздел 3. Реляционная модель данных
Тема 3.1. Структурная часть реляционной модели данных
Реляционное отношение. Свойства и виды отношений. Реляционные ключи. Обновление отношений. Целостность базы данных.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- основные понятия реляционного отношения;
уметь:
- описывать предметную область с использованием элементов реляционной модели;
- выполнять логическое проектирование реляционной базы данных.
Тема 3.2. Реляционная алгебра
Основные и дополнительные операции реляционной алгебры. Реляционное исчисление.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- основные операции реляционной алгебры;
уметь:
- управлять реляционной базой данных с помощью реляционной алгебры;
- составлять запросы на языке реляционной алгебры.
Раздел 4. Организация процесса обработки данных
Тема 4.1. СУБД, классификация и характеристики
Основные функции СУБД. Типовая организация современной СУБД. Интерфейсы СУБД. Языки баз данных: ЯОД и ЯМД.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- основные типы СУБД;
- основные функции СУБД;
уметь:
- осуществлять выбор СУБД для реализации прикладной системы.
Тема 4.2. Языки баз данных
Структура и типы данных языка SQL. Операторы языка. Формирование запросов к базе данных на языке SQL. Язык запросов по образцу. Создание запросов
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
-знать:
- основные операторы языка SQL;
уметь:
- манипулировать данными с помощью операторов SQL;
- создавать активные запросы.
Тема 4.3. Разработка приложений
Способы создания баз данных. Создание форм. Создание отчетов. Создание пользовательских приложений.
Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:
знать:
- способы создания баз данных;
- основы разработки пользовательских приложений;
уметь:
- проектировать физическую схему базы данных;
- создавать, модифицировать и удалять таблицы;
- разрабатывать экранные формы для обработки данных таблиц.
Для студентов заочников, обучающихся по программе «ПГТА - ПГПК»
Курсовое проектирование
Курсовое проектирование является завершающим этапом в изучении дисциплины «Базы данных», в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
Выполнение студентом курсового проекта по дисциплине проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных задач;
- формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- подготовки к итоговой государственной аттестации.
Общие требования к курсовому проекту
Курсовой проект должен содержать пояснительную записку и графическую часть. Объем пояснительной записки не менее 20 листов формата А4, а для графической части не более двух листов формата А1.
Содержание пояснительной записки курсового проекта:
Введение
1 Общий раздел
1.1 Постановка задачи
1.2 Процесс преобразования информации
1.2.1 Описание концептуальной модели данных
1.2.2 Преобразование концептуальной модели в реляционную модель данных
2 Специальный раздел
2.1 Аппаратные и программные средства разработки
2.2 Описание разработанного приложения
2.3 Анализ результатов решения задачи
2.4 Инструкция пользователю
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Схема работы системы
Приложение Б Листинг программ
Приложение В Результаты работы программы
Графическая часть
Лист 1 Схема данных
Лист 2 Концептуальная модель предметной области
Требования к знаниям и умению студентов после выполнения курсового проекта:
знать:
- способы создания базы данных;
- основы разработки пользовательских приложений;
уметь:
- проектировать концептуальную схему базы данных;
- преобразовывать концептуальную модель в реляционную модель данных;
- разрабатывать приложения для обработки данных таблиц;
- разрабатывать запросы и отчеты.
Литература
1.Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование и использование, учебное пособие, Санкт-Петербург, 2004
2.Хомоненко А.Д. и др. Базы данных, СПб, 2000
3. Базы и банки данных, под ред. Наумова Б.Н. , М., 1992
4. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация, СПб, 2001
Лабораторные работы
Лабораторная работа№1. Создание таблиц базы данных (навигационный способ доступа).
Лабораторная работа №2. Ведение базы данных. Управление записями: добавление записей в БД, редактирование, удаление и навигация(навигационный способ доступа).
Лабораторная работа №3. Фильтрация и поиск информации в БД (навигационный способ доступа).
Лабораторная работа №4. Создание и ведение БД с использованием SQL - запросов (реляционный способ доступа).
Лабораторная работа №5. Фильтрация и поиск информации в БД (реляционный способ доступа).
Лабораторная работа №6. Вложенные и многотабличные запросы в БД.
Лабораторная работа №7-8. Создание отчета. Группирование данных в отчете.
Лабораторная работа №9. Создание отчета для связанных наборов данных.