Базы данных-программа
Приветствую Вас Гость | RSS
В помощь студенту ПГПК
Меню сайта

Базы данных


Содержание учебной дисциплины

Введение

Сущность предмета , его задачи . Современное состояние технологий баз данных

Студент должен иметь представление:

о месте и роли знаний по дисциплине в процессе основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Раздел 1. Основы теории баз данных

Тема 1.1. Базы данных, их традиционная архитектура и типы

Понятие базы данных. Типы баз данных. Архитектура базы данных (внешний уровень- представления пользователей; концептуальный уровень - логическая база данных; внутренний уровень – физическая база данных). Понятие логической и физической независимости..

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- определения и назначение базы данных

- три уровня архитектуры базы данных;

уметь:

-описывать объекты логической структуры базы данных.

Тема 1.2. Модели данных

Иерархическая, сетевая и реляционная модели данных. Постреляционные модели данных. Сравнение моделей. Объекты, атрибуты, ключи и связи между объектами. Типы взаимосвязей в модели: «1:1», «1: N», « N: N». Ссылочная целостность, нормализация отношений.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- классические модели данных и их отличия;

- фундаментальные понятия баз данных;

уметь:

- описывать объекты в базах данных;

- определять связи между объектами.

Раздел 2. Проектирование баз данных

Тема 2.1. Этапы проектирования баз данных

Жизненный цикл базы данных. Этапы проектирования баз данных. Последовательная нормализация. Приведение таблицы к требуемому уровню нормальности: 1-ому, 2-ому, 3-ему уровню.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- этапы проектирования баз данных;

- требования, предъявляемые к нормализации данных;

уметь:

- приводить таблицы к нормальному уровню.

Тема 2.2. Организация баз данных

Назначение и структура файлов баз данных. Создание и перемещение файлов базы данных. Создание новой таблицы, Открытие, редактирование и модификация таблиц.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- команды по созданию, перемещению и удалению файла базы данных;

- команды по созданию, открытию, редактированию и модификации таблицы;

уметь:

- создавать и удалять файл базы данных;

- создавать таблицы, редактировать и модифицировать таблицы

Раздел 3. Реляционная модель данных

Тема 3.1. Структурная часть реляционной модели данных

Реляционное отношение. Свойства и виды отношений. Реляционные ключи. Обновление отношений. Целостность базы данных.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- основные понятия реляционного отношения;

уметь:

- описывать предметную область с использованием элементов реляционной модели;

- выполнять логическое проектирование реляционной базы данных.

Тема 3.2. Реляционная алгебра

Основные и дополнительные операции реляционной алгебры. Реляционное исчисление.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- основные операции реляционной алгебры;

уметь:

- управлять реляционной базой данных с помощью реляционной алгебры;

- составлять запросы на языке реляционной алгебры.

Раздел 4. Организация процесса обработки данных

Тема 4.1. СУБД, классификация и характеристики

Основные функции СУБД. Типовая организация современной СУБД. Интерфейсы СУБД. Языки баз данных: ЯОД и ЯМД.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- основные типы СУБД;

- основные функции СУБД;

уметь:

- осуществлять выбор СУБД для реализации прикладной системы.

Тема 4.2. Языки баз данных

Структура и типы данных языка SQL. Операторы языка. Формирование запросов к базе данных на языке SQL. Язык запросов по образцу. Создание запросов

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

-знать:

- основные операторы языка SQL;

уметь:

- манипулировать данными с помощью операторов SQL;

- создавать активные запросы.

Тема 4.3. Разработка приложений

Способы создания баз данных. Создание форм. Создание отчетов. Создание пользовательских приложений.

Требования к знаниям и умению студентов после изучения данной темы:

знать:

- способы создания баз данных;

- основы разработки пользовательских приложений;

уметь:

- проектировать физическую схему базы данных;

- создавать, модифицировать и удалять таблицы;

- разрабатывать экранные формы для обработки данных таблиц.

Для студентов заочников, обучающихся по программе «ПГТА - ПГПК»

Курсовое проектирование

Курсовое проектирование является завершающим этапом в изучении дисциплины «Базы данных», в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Выполнение студентом курсового проекта по дисциплине проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных задач;

- формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовки к итоговой государственной аттестации.

Общие требования к курсовому проекту

Курсовой проект должен содержать пояснительную записку и графическую часть. Объем пояснительной записки не менее 20 листов формата А4, а для графической части не более двух листов формата А1.

Содержание пояснительной записки курсового проекта:

Введение

1 Общий раздел

1.1 Постановка задачи

1.2 Процесс преобразования информации

1.2.1 Описание концептуальной модели данных

1.2.2 Преобразование концептуальной модели в реляционную модель данных

2 Специальный раздел

2.1 Аппаратные и программные средства разработки

2.2 Описание разработанного приложения

2.3 Анализ результатов решения задачи

2.4 Инструкция пользователю

Заключение

Список используемой литературы

Приложение А Схема работы системы

Приложение Б Листинг программ

Приложение В Результаты работы программы

Графическая часть

Лист 1 Схема данных

Лист 2 Концептуальная модель предметной области

Требования к знаниям и умению студентов после выполнения курсового проекта:

знать:

- способы создания базы данных;

- основы разработки пользовательских приложений;

уметь:

- проектировать концептуальную схему базы данных;

- преобразовывать концептуальную модель в реляционную модель данных;

- разрабатывать приложения для обработки данных таблиц;

- разрабатывать запросы и отчеты.

Литература

1.Малыхина М.П. Базы данных: основы, проектирование и использование, учебное пособие, Санкт-Петербург, 2004

2.Хомоненко А.Д. и др. Базы данных, СПб, 2000

3. Базы и банки данных, под ред. Наумова Б.Н. , М., 1992

4. Карпова Т. Базы данных: модели, разработка, реализация, СПб, 2001

Лабораторные работы

Лабораторная работа№1. Создание таблиц базы данных (навигационный способ доступа).

Лабораторная работа №2. Ведение базы данных. Управление записями: добавление записей в БД, редактирование, удаление и навигация(навигационный способ доступа).

Лабораторная работа №3. Фильтрация и поиск информации в БД (навигационный способ доступа).

Лабораторная работа №4. Создание и ведение БД с использованием SQL - запросов (реляционный способ доступа).

Лабораторная работа №5. Фильтрация и поиск информации в БД (реляционный способ доступа).

Лабораторная работа №6. Вложенные и многотабличные запросы в БД.

Лабораторная работа №7-8. Создание отчета. Группирование данных в отчете.

Лабораторная работа №9. Создание отчета для связанных наборов данных.

 

Форма входа
E-mail:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0